Организации грузовой и коммерческой работы при перевозках грузов железнодорожным транспортом

Опубликовано Опубликовано в рубрике Статьи

tn4fczvc-580Основные моменты организации грузовой и коммерческой работы при перевозках грузов железнодорожным транспортом после ввода в действие новой редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее – Устав) в редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 81-ФЗ.

Прибытие собственных вагонов (не принадлежащих ОАО «РЖД») на станцию назначения.

    • Уведомление грузополучателя о прибытии в его адрес груза в собственном вагоне.

По прибытии таких вагонов на железнодорожную станцию агент системы фирменного транспортного обслуживания (далее – СФТО) уведомляет грузополучателя о прибытии груза не позднее, чем в 12.00 часов дня, следующего за днем прибытия вагона (ст. 34 Устава).  Кроме того, уведомляет владельца вагона о прибытии вагона на станцию выгрузки.

Ответственный сотрудник перевозчика уведомляет грузополучателя о предстоящей подаче вагонов под выгрузку не позднее, чем за 2 часа до подачи (ст. 20 Устава). В случае, если вагоны через 2 часа поданы не были – уведомление производится повторно.

  • Отказ грузополучателя от порожнего грузового вагона.

Грузополучатель порожнего вагона (груз на своих осях) вправе отказаться от приема вагона в случаях:

— если вагон не может быть использован под погрузку конкретного груза по причине технической либо коммерческой неисправности;

— если отсутствует согласованная перевозчиком заявка на перевозку груза формы ГУ-12 и данный вагон не может быть использован получателем для выполнения иной согласованной заявки;

— если вагон прибыл на станцию погрузки с превышением расчетного срока его доставки более 5 суток при условии, что просрочка произошла не по вине получателя, и вагон не может быть использован им для выполнения имеющихся согласованных перевозчиком заявок формы ГУ-12.

Отказ в письменной форме передается начальнику железнодорожной станции с последующей передачей его агенту СФТО для уведомления собственника вагона.

Отправитель такого вагона обязан распорядиться им в течении 3 суток с момента получения уведомления об отказе его приема.

На все случаи отказов от груза, порожних вагонов работниками перевозчика составляются акты общей формы ГУ-23, которые передаются агенту СФТО для последующего уведомления отправителя вагона.

  1. Занятие инфраструктуры перевозчика собственными вагонами, временно отставленными от движения. Плата за занятие инфраструктуры перевозчика взыскивается при следующих обстоятельствах:
    • В случае прибытия вагонов в количестве, превышающем указанное в Договоре на эксплуатацию пути необщего пользования, либо в Договоре на подачу и уборку вагонов, на неподанное на подъездной путь количество вагонов представитель перевозчика оформляет акт общей формы ГУ-23 для взыскания с грузополучателя или владельца пути необщего пользования платы за использование инфраструктуры перевозчика (ст. 39 Устава).

Если полезная вместимость пути необщего пользования позволяет подать вагоны в большем количестве, то указанная плата взыскивается за оставшуюся часть вагонов после подачи группы вагонов до полной вместимости пути необщего пользования (Инструкция по учету времени нахождения вагонов в местах общего и необщего пользования, утвержденная 26.11.2007 приказом ОАО «РЖД»).

Занятие инфраструктуры перевозчика оформляется двумя актами общей формы ГУ-23: первый – на начало простоя вагонов, второй – на окончание простоя вагонов. В актах должна быть указана причина: нарушение технологических норм на выгрузку (погрузку) вагонов, установленного договором _____________(наименование пути необщего пользования, грузоотправителя, владельца пути необщего пользования) ранее поданными вагонами по памяткам приемосдатчика №________.

  • Нахождение вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов, либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
  • Занятие инфраструктуры в пути следования вагонов из-за неприема железнодорожной станцией назначения, если таковая привела к увеличению расчетного срока доставки.
  • Грузоотправители, грузополучатели, либо владельцы подъездных путей необщего пользования освобождаются от платы за пользование инфраструктурой перевозчика в следующих случаях (ст. 39 Устава):

— вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей необщего пользования ли владельцев вагонов;

— обстоятельства непреодолимой силы;

— прекращение или ограничение приема груза к перевозке (ст. 29 Устава) по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.

2.5. За нахождение порожних собственных вагонов на железнодорожных путях общего      пользования не связанное с перевозочным процессом, по причинам, зависящим от владельцев порожних грузовых вагонов (в том числе перевозчиков, являющимися такими владельцами), указанные лица вносят ОАО «РЖД» плату согласно ст. 39 Устава.

Факт нахождения вагонов в вышеуказанных случаях удостоверяется актом общей формы ГУ-23.

  1. Грузовые операции с вагонами – погрузка, выгрузка.
    • Для учета времени нахождения вагонов под грузовыми операциями оформляется памятка приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ.
    • По завершению грузовых операций грузополучатель передает уполномоченному представителю перевозчика уведомление об этом, или выводит вагоны на выставочный путь для проведения приемо-сдаточных операций с вагонами.
    • Моментом окончания грузовой операции является:

— на местах общего пользования – фактическое время окончания погрузки/выгрузки (сдвоенной операции);

— на местах необщего пользования – фактическое время окончания погрузки/выгрузки (сдвоенной операции) на местах проведения грузовой операции при обслуживании локомотивом перевозчика или на выставочном пути общего и необщего пользования, определенном договором, регламентирующим обслуживание пути необщего пользования.

  1. Прием к перевозке вагонов по окончании грузовых операций.

4.1. После приема вагонов и контейнеров в коммерческом отношении уполномоченный представитель перевозчика оформляет вагонный лист с последующей передачей его агенту СФТО для оформления перевозочных документов.

4.2. По факту уборки вагонов оформляется памятка приемосдатчика ГУ-45.

  1. Нахождение вагонов, принятых к перевозке, на путях (местах) общего пользования от уборки до отправления.
    • После выгрузки груза из приватного вагона, владелец вагона (указан в транспортной железнодорожной накладной) или грузополучатель по поручению владельца вагона в течении 24 часов обязаны предъявить порожний вагон к перевозке, ели договором между владельцем вагона и ОАО «РЖД» или владельцем железнодорожного пути необщего пользования не предусмотрено иное (ст.44 Устава).
    • После выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на пути общего пользования только при наличии транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными документами. Порожний грузовой вагон может быть подан на пути общего пользования без перевозочных документов только в случаях, предусмотренных Уставом и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (ст.44 Устава).
    • Владелец вагонов оплачивает время нахождения порожних грузовых вагонов на путях общего пользования по истечении:

-24-х часов с момента выгрузки груза из вагона в местах общего пользования;

12-ти часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на пути общего пользования (ст. 44 Устава).

  • В случаях, указанных в Правилах перевозок грузов или Договорах, о подаче порожних грузовых вагонов на пути общего пользования без оформленных перевозочных документов перевозчик уведомляет владельца вагонов. Если владелец вагонов не был уведомлен перевозчиком, или уборка вагонов не обеспечена перевозчиком – он освобождается от платы за нахождение вагона на путях общего пользования до получения данного уведомления. (ст. 44 Устава).
  • Если в течении трех суток с момента выгрузки груза из вагона или подачи порожнего вагона на пути общего пользования владелец вагона не обеспечил его отправление или уборку, плата за каждые последующие сутки (по истечении трех суток) взимается в пятикратном размере (ст. 44 Устава).
  1. Продление сроков доставки порожних грузовых вагонов (груз на своих осях).

В новой редакции ст.33 Устава введено понятие срока доставки порожнего грузового вагона: «Порожний вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом), порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *